Криштофович Африкан Николаевич — выдающийся ученый-геолог, палеоботаник, Академик АН УССР. Родился 8 ноября 1885 года в селе Криштоповка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии. За свою жизнь Африкан Николаевич наработал много научных достижений в виде исследований в области геологии и ботаники, однако в 1911 году с ним случилась очень странная история. Далее на idnepryanin.
Удивительная история Криштофовича Африкана
Это удивительное происшествие произошло более ста лет назад. Хамское поведение среди представителей правоохранительных органов того времени исторически показывает, что еще со времен царской России ничего не изменилось и в XXI веке. Профессора Новороссийского университета в Одессе отправили в командировку Новороссийским сообществом исследователей природы в екатеринославскую губернию с целью ботанических исследований. С этой целью ему выписали соответствующее удостоверение.
25 апреля 1911 года профессор Криштофович отправился с экскурсией из Павлограда. Приглашение поучаствовать в экспедиции получил и давний приятель, преподаватель гимназии В.Е. Дембовецкий, а также ученики гимназии М. Котелевского и С. Чачковского. Подходя к лесу возле села Карабиновка Новомосковского уезда и проходя по проезжей части дороги, группу экскурсантов задержали стражники Новомосковской уездной полиции под командованием Семена Игнатова. Позже группе людей объявили об аресте, привели во двор экономии Мизка и начали процедуру обыска, во время которой стражник Игнатов ударил по лицу Криштофовича и разбил ему губу.

Ученый предъявил свидетельство Сообщества исследователей природы, однако это никак не повлияло на дальнейшие решительные действия стражников полиции, которые поместили всех в специальную комнату и приставили охрану. Лишь на утро 26 апреля экскурсантов под конвоем отправили в Новомосковск, где после приказа уездного исправника Сытина, их освободили.
Судебное дело группы экскурсантов
Такой водоворот событий за короткий промежуток времени вылился в судебное дело, на котором были выяснены такие обстоятельства.
Это судебное дело рассматривалось 11 ноября 1912 года в Новомосковске выездной сессией Екатеринославского окружного суда без участия присяжных заседателей. Тогда бывшего старшего стражника Новомосковской уездной полиции Семена Игнатова обвиняли в незаконном лишении свободы профессора Новороссийского университета Криштофовича Африкана Николаевича, преподавателя Павлоградской женской гимназии Василия Эдуардовича Дембовецкого и учеников 8-го класса Павлоградской гимназии М. Котелевского и С. Чачковского. Кроме того, он был обвинен в избиении Криштофовича.
На заседание Игнатов не явился, причину неявки аргументировал нехваткой финансов. На предыдущем следствии обвиняемый своей вины не признавал, а свои действия описывал таким образом: он действительно задержал группу экскурсантов, однако никого из них не бил, лишь толкнул в грудь Криштофовича после якобы начавшейся ругани с его стороны в адрес стражников. В суде профессор давал показания в качестве свидетеля, описав действия стражников, как “возмутительные издевательства” над ним лично и над его товарищами со стороны стражников под командованием Семена Игнатова.
Краткие сведения из показаний Криштофовича в суде
Профессор Криштофович рассказал подробности вопиющей истории задержания экскурсионной группы:
“Наша группа подходила к экономии Мизка и неожиданно услышали крик: “Стой! Стреляю!”. Обернувшись, мы увидели стражников, которые бежали в нашу сторону с направленной винтовкой. Увидев их, мы сразу же остановились. В этот момент со двора экономии выбежал казачий чиновник (стражник Игнатов) и, прицелившись на нас с винтовки с отведенным затвором, ругался отборными словами, добавляя: “Руки вверх! Не шевелись! Кто сдвинется с места, будет убит на месте! Раздевайтесь!”

Профессор Криштофович достал из кармана свое командировочное письмо и предъявил стражнику, объясняя при этом цель своего присутствия в этом месте и уточняя личность. Данная информация не переубедила стражников, они и далее держали оружие с готовностью выстрелить и приказывали раздеваться. Всех участников обыскали и раздели, забрав все вещи вплоть до носовых платков и карандашей. Группа людей вынуждена была передвигаться к воротам экономии в полураздетом виде, где их выставили в один ряд. После этого поступила команда Игнатова: “Готовится к прицелу!”, по команде “пли” — действуйте!
Мы уже готовились к смерти, но, к счастью для группы, прозвучали протестующие крики среди придворной экономии. Игнатов отошел к толпе дворовых, приказав стражников связать экскурсантов. После возвращения он снова приказал всех раздеться.
Когда я снова попытался показать свои документы Игнатов меня ударил кулаком по лицу и рассек губу. После этого всех перевели во двор экономии, где в сопровождении нецензурной брани, меня обвинили в серии убийств, а также в нападении на почту, расположенной в селе Подгороднее.
Не помогло смягчить ситуации даже то обстоятельство, что среди работников экономии оказалась дочь конторщика экономии Щербаненко — ученица Павлоградской гимназии, где преподавателем работал Василий Эдуардович Дембовецкий. Несмотря на заявления госпожи Щербаненко о том, что она знает всех задержанных — нас снова перевели к воротам экономии и приказали сидеть на земле. После этого звучали различные предложения, как с нами поступить. Только благодаря приезду управителя имения Мизка господина Оберемко, которому Игнатов доложил, что задержал важных преступников, удалось предотвратить трагедию. В конце концов, группу исследователей заключили в комнате куховарки и приставили охрану”.
На следующий день задержанных под дулами винтовок повезли на бричке в Новомосковск. По приезду всех освободили согласно распоряжению исправника.
Свидетель Оберемок в суде рассказал, что произошло недоразумение, якобы Игнатов в профессоре Криштофовиче узнал одного из грабителей, которые напали на почте в Подгороднем. После непродолжительного совещания суд признал виновным Семена Игнатова и заочно осудил к тюремному заключению на четыре месяца.
Достижения и регалии знаменитого ученого
Так, неожиданно для всех участников экскурсии, в неприятную историю попали широко известные интеллектуалы нашего края. Ведь профессор Криштофович приехал из Одессы в Павлоград не просто так — это земля его предков.

Криштофович Африкан Николаевич — геолог и палеоботаник, светило в мире науки. Регалии и достижения: Академик АН УРСР (1945 год), член-корреспондент АН СССР (1953 год), Лауреат государственной премии СССР (1946 год), Почетный член Национального географического общества США, почетный член Лондонского географического и Американского и Лондонского геологических обществ (1946).
Краткая биография
Родился Африкан Николаевич 8 ноября 1885 года в селе Криштоповка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии. Криштоповка — семейное имение. Отец Николай Андреевич был павлоградским помещиком, а дед Андрей Иванович — дворянин и помещик Павлоградского уезда, участвовал в походах при Аустерлице и Фридланде (начинал военную службу рядовым лейб-гвардии Измайловского полка, дослужившись до гвардейского подпоручика). Бабушка Криштофовича — Пелагея Андреевна Ракович, была дочерью ротмистра.
Отец Африкана Николаевича умер рано и уже с 4-х летнего возраста его воспитывал отчим. Сперва мальчик учился в Киевской гимназии. Со второго класса Криштофович переходит в Павлоградскую гимназию, учебу в которой завершает в 1903 году с серебряной медалью. После этого получал образование в Новороссийском университете в Одессе, по окончанию которого получил диплом I степени в 1908 году.
В период 1914-1923 годы Криштофович работал в Геологическом комитете. В период 1924-1941 годы, а после с 1944 года — работал в Центральном научно-исследовательском геологоразведывательном институте и Ботаническом институте АН СССР в Ленинграде. С 1924 года — профессор Ленинградского университета.

В мае 1930-го Криштофовича арестовали по сфабрикованному делу под названием “Дело Академии наук”. После полутора лет тюремного заключения в Ленинградских “Крестах” его освобождают. Немаловажную роль в этом сыграл академик Украинской академии наук Александр Карпинский. В августе 1931 года Криштофовича высылают на 5 лет в Свердловск, разрешая при этом читать лекции.
В период 1941-1944 годы Криштофович числится среди сотрудников Геологического управления Узбекской ССР, профессор Среднеазиатского университета в Ташкенте. С 1935 года работал в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте и Одессе.
Неожиданная смерть настигла Африкана Криштофовича в день его рождения 8 ноября 1953 года. Похоронен академик на Серафимовском кладбище. Реабилитацию ученый получил посмертно в 1967 году.